среда, 22 января 2014 г.

Городкой стресс: что это такое? (социально-психологическое исследование)

В основе городских процессов всегда лежит концентрация и интеграция различных сфер и областей деятельности, различных социальных и демографических групп и типов социального поведения на относительно ограниченной территории.

В городской (урбанизированной) среде резкое увеличение численности и плотности населения неизбежно приводят к интенсификации информационного обмена и ускорению протекания динамических процессов. Человек, вынужденный существовать в такой среде, вырабатывает специфические адаптационные механизмы – новые способы жизнедеятельности, выражающиеся в характерных особенностях его поведения, мышления и эмоциональной динамики.

В аспекте эмоциональной динамики городского субъекта нередко упоминается проблема городского стресса, как характерное эмоциональное состояние, возникающее в связи с вышеперечисленными факторами городской среды и тесно связанное с новыми когнитивными и конативными формами, вырабатывающиеся у субъекта в условиях высокоурбанизированной среды.


В результате многочисленных исследований стресса как эмоционального состояния, установлено, что его возникновение связано с длительными непрерывно повторяющимся отрицательным эмоциональным состоянием. Согласно теоретическим воззрениям В.Я. Апчела и В.Л. Цыгана, состояние стресса вызвано максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском и наличием угрозы жизни [1]. Как правило, городская среда изобилует факторами, которые вполне можно определить как стрессогенные. В первую очередь, это: высокая плотность населения и, как следствие, более частые вынужденные контакты, интенсификация взаимодействий между людьми; постоянное шумовое воздействие; высокое развитие транспорта и как следствие интенсивность пространственных передвижений; территориальная разобщенность (родственников, друзей, культурного центра от мест жительства и т.д.); информационные перегрузки за счет высокого развития СМИ и опять же высокой интенсивности социальных взаимодействий; быстро меняющиеся условия труда, быта, досуга; концентрация и интеграция различных сфер и областей деятельности, различных социальных и демографических групп и типов социального поведения на относительно ограниченной территории; высокая степень дифференциации в системе общества и разделения труда с постоянным изменением и усложнением структуры социальных связей [4].

В связи с этим, теоретически Homo Urbis уже мало чем напоминает нам человека прежнего. Новая средовая ситуация приводит к полной реорганизации его систем на всех уровнях: когнитивном, конативном, эмоциональном. Для того, чтобы выжить в гораздо более жестокой борьбе за место под солнцем, наш представитель Homo Urbisвынужден постоянно увеличивать и усложнять свои технические арсеналы, быть быстрее и эффективнее остальных: становятся острой необходимостью сотовые телефоны, ноутбуки, сматфоны и т.д.

 Новые формы и способы поведения оказываются наиболее успешными в данных средовых условиях и в наибольшей степени способствуют адаптивности и выживаемости субъекта 9улучшению условий его жизни). Так появляются социально-культурные образцы – более или менее удачно найденные решения социально-значимых проблем на уровне действий, суждений, практик поведения, общения и т.п. Таким образом, можно утверждать, что горожанам всего мира присущи определенные качества, отличающие их от жителей деревень и сел, которые являются средством адаптации к специфике городской среды. [2].
Процесс, происходящий с человеком в условиях урбанизированной среды, попытался проанализировать С. Милграм в статье «Городская жизнь как психологический опыт» [3]. То, что происходит с человеком в условиях перенасыщенного информационного пространства города, он, пользуясь терминологией системного анализа, определил как «перегрузка». Изначально этот термин означал неспособность системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, потому что этих данных так много, что система не справляется с ними. В ситуации «перегрузки» возникает новый адаптационный механизм: система должна установить приоритеты и постоянно делать выбор. Пользуясь категориальным аппаратом системного анализа, С. Милграм описывает многие аспекты поведения горожанина как адаптивные реакции на перегрузку: 1) каждой единице входящей информации уделяется меньше времени; 2) пренебрежение информацией, которая не является первоочередной; 3) при определенных социальных операциях производится перераспределение обязанностей таким образом, чтобы перегруженная система могла переложить часть нагрузки на второго участника взаимодействия (перевод ответственности); 4) блокировка доступа информации на входе (недружелюбное выражение лица, резкий тон и т.д.); 5) между индивидом и поступающей из внешней среды информацией ставятся социальные средства защиты и отбора (бюрократический аппарат); 6) интенсивность входящей информации снижается при помощи фильтрующих устройств; 7) создается специальная организация для приема входящей информации.
Среди последствий адаптационных механизмов, возникающих при перегрузке, проявляющимися во взаимоотношениях людей в большом городе, С. Милграм выделяет следующие: появление норм, предписывающих невмешательство в жизнь другого человека с точки зрения наблюдателя; анонимность; терпимое отношение к проявлению индивидуальности и эксцентричности как результата анонимности; узкая специфика ролей, как способ экономии времени и энергии во время контакта; изменения в когнитивных процессах жителя большого города, проявляющиеся в производимом им отборе сенсорных стимулов (неспособность узнать большинство людей, которых он видит в течение дня); борьба за минимальную выгоду – сильная конкурентная борьба за дефицитные технические средства и ресурсы в больших городах.
Одним из следствий перегрузки является устойчивое состояние эмоционального возбуждения, именуемое стрессом. В переводе с английского «stress» означает давление, нажим, напряжение. В данном случае стресс – это та же перегрузка, только в эмоциональной сфере.
С целью выявить особенности социальных представлений о городском стрессе городских и сельских жителей, а также выяснить социально-психологические факторы городского образа жизни, в наибольшей степени способствующие возникновению данного эмоционально-поведенического комплекса, нами было проведено небольшое социально-психологическое исследование.
В мини-исследовании приняло участие 24 человека, из них 10 человек – уроженцы сельской местности, 9 человек – приехали из других городов России (Ташкент, Златоуст, Улан-Удэ и др..), и 5 человек – коренные самарцы.
Оказалось, что, в основном, в сознании людей, как коренных горожан, так и сельчан, понятие городского стресса соотносится с такими понятиями, как усталость, раздражительность, напряжение, и даже «немотивированная ненависть к окружающим людям». По мнению опрошенных, в основе генеза городского стресса лежат психологические нагрузки, связанные с негативным влиянием городского образа жизни на общее психологическое и физическое здоровье человека. Это может быть и дезадаптация в большом городе, и плохая ориентировка на местности – то есть переживание отрицательных эмоций в связи с неудовлетворенностью средовыми характеристиками города, истощение психических и физических ресурсов под давлением средовых факторов на человека.
Среди наиболее стрессогенных факторов были названы следующие: «шум, шумовое загрязнение» (12 чел.); «скученность, большое скопление людей» (10чел.); «интенсивный уровень, быстрый ритм жизни» (2 чел.), что включает в себя «интенсивное движение, пробки, большое количество машин» (7чел.) и «городскую суету, постоянную спешку, нехватку времени» (9чел.); «загрязненность воздуха, пыль и грязь» (5чел.); «угнетающий вид многоэтажек» (3 чел.); а также «информационные нагрузки» (2чел.), «хамство» (2чел.), «людская сцена», «техногенный мир», и «множество опасностей».
По мнению опрашиваемых, городской стресс жители города испытывают ежедневно, но проявляется он в большей степени у людей со слабой нервной системой. При этом чаще всего городской стресс испытывают люди, приехавшие из провинции, «долго живущие на природе».
Анализ ответов на основе сопоставления групп испытуемых (коренных горожан и коренных сельчан) показал, что сущность представлений о городском стрессе мало изменяется в зависимости от первоначального места жительства. Как оказалось, не знают, что такое городской стресс – 9 человек, из них 5 – из сельской местности. Сознались, что испытывали или испытывают это состояние – 8 человек опрошенных, 5 из которых являются коренными сельчанами. Это значит, что распространенное мнение о том, что сельский житель труднее адаптируется в городской среде и, следовательно, более подвержен городскому стрессу, оказалось неверным. По данным пилотажного исследования, подверженность или устойчивость к городскому стрессу не зависят, или в малой степени зависят от основного места жительства человека, однако планируемые нами в ближайшем будущем исследования помогут более точно прояснить ситуацию.
При качественном анализе результатов исследования нам встретилось и совершенно особое мнение, высказанное несколькими респондентами (3 чел) о природе городского стресса, достаточно сильно отличающееся от мнения большинства. Они определяют городской стресс как «влияние городской общественности на индивида: когда существует какая-нибудь большая проблема, которая волнует весь город, а ее никак не могут решить; когда меняется власть, в результате чего происходят митинги; когда люди недовольны теми или иными изменениями города». Данная точка зрения показалась нам интересной в силу того, что в ней, сознательно или случайно, респондентами была затронута проблема городской ментальности как группового сознания городского сообщества.
Второй вопрос анкеты был посвящен исследованию характера основных проблем, с которыми сталкивается городской житель чаще всего, и существование которых более всего его затрагивает. Данный вопрос, также как и последний, содержание которого касается наиболее фрустрирующих ситуаций, знакомых не понаслышке любому горожанину, нацелен на выяснение основных факторов городского стресса.
По статистике ответов, наиболее стрессогенными были названы факторы, в основном не имеющие отношения к социально-психологической группе. Среди них: проблемы с транспортом, экологическая обстановка, проблемы с пространственной ориентацией, шум, дефицит времени и т.д. Среди социально-психологических факторов стрессогенеза выделяют «толпы пьяных в общественных местах», преступность, «грубость, хамство, равнодушие», «давление толпы», постоянные суета и спешка, проблемы с социальной ориентацией в городе (устройство на работу, определение местонахождения организаций и учреждений и т.д.).
Среди наиболее стрессогенных ситуаций были названы следующие: пробки, необходимость преодолевать достаточно большие расстояния на городском транспорте, поиск в городе организаций и учреждений, переход улицы, устройство на работу, конфликты в общественных местах, и даже «дребезжащие трамваи».
Результаты мини-исследования показали, что городскому стрессу одинаково подвержены как коренные сельчане, так и городские жители. При этом возникновению городского стресса в большей степени способствуют физические, нежели социально-психологические факторы городской среды.
Таким образом, городская среда по многим своим характеристикам качественно отличается от сельской и воздействует на человека определенным образом. За счет того, что процесс урбанизации и общественного развития во много раз опережает процесс эволюции человека, возможности его организма в современном урбанизированном пространстве ограничены. Следствием давления совокупности факторов городской среды на субъекта является состояние городского стресса - эмоционально-поведенческого комплекса, возникающего вследствие действия определенных факторов городского образа жизни, проявляющегося на когнитивном, конативном и аффективном уровнях, и являющегося характерной особенностью жителя урбанизированной среды. Новый эмоциональный статус горожанина становится причиной возникновения новых форм и способов поведения, новых социально-культурных образцов, присущих горожанам всего мира и положенных в основу понятия городской ментальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий