среда, 22 января 2014 г.

ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА

В последнее время приобретает силу новая область психологии, изучающая взаимодействие организма и среды – экологическая психология. Популярность и современность экопсихологического подхода заключается в его комплексности. Дело в том, что среда и организм – это единая система, где все процессы протекают синергично, то есть одновременно. Поэтому изменения, произошедшие в одной части системы, например, в окружающей среде, не могут не затронуть другой ее части – внутреннюю среду организма. И, соответственно, наоборот: деятельность организма изменяет и определенным образом преобразует окружающую среду.
Та среда, в которой мы находимся, – городская среда обладает специфичностью воздействия на организм и психику человека, во-первых, сама по себе, в силу того, что определенным образом трансформирует его стиль и образ жизни (городской шум, длительное пребывание в транспорте, теснота, большие скопления людей, публичность и в то же время анонимность и еще множество факторов); а во-вторых, в силу самой специфичности этой среды – в каждом городе формируется своя атмосфера. Отбросив первую группу факторов – так как она очень обширна и требует отдельного разговора – перейдем сразу ко второй.
Итак. Как же специфически влияет среда города Самары, а в частности, современная ее застройка, на психологический статус горожан?


Информационно-культурная среда
Одной из особенностей городской среды является информационное пространство города. Всем понятно, что горожанин, по сравнению с сельским жителем, постоянно пребывает в бурном информационным потоке: всевозможные СМИ, реклама, книги, доступность средств связи, огромное количество каждодневных встреч… Однако информационная среда – это не только радио и телевидение. Одним из мощнейших средств информации, характерных для города, и в то же время действующих в большей степени неосознанно – является архитектура. Это прекрасно известно любому специалисту буквально со студенческой скамьи. Архитектура призвана вызывать определенный эмоциональный отклик, призывать к одним действиям и подавлять, сводить к минимуму возможность других. Это влияние архитектуры на психику человека известно с самых наидревнейших времен и доселе более или менее удачно использовалось архитекторами. Так много говорилось о необходимости гармоничной организации архитектурного пространства, мало того, демонстрировалось разными эпохами от античности до начала XX века, что повторять это уже, увы, не имеет смысла.
Это болезнь всех городов XXI века без исключения – нагромождение архитектурных форм вне каких-либо правил и порядка. Новая застройка, сверкающие стеклом и пластмассой торговые центры рядом с архитектурным наследием XIX века – это беда не только и не столько городского оформления. Создается впечатление, что архитекторы и дизайнеры, не соблюдая или не стремясь соблюдать определенных пропорций, не понимают глубоких последствий такого хаотичного беспредела. Внешнее постепенно становится внутренним и проявляется все больше в психической организации наших растущих в этом хаосе детей.
В Самаре пытаются найти выход из данной ситуации, путем «вывоза» архитектурно-исторических памятников за пределы города, тем самым, освободив центральную, и, следовательно, самую дорогую земельную площадь под новую застройку. С психологической точки зрения это решение весьма и весьма спорно: с чем тогда останутся жители города? Дело в том, что вывоз памятников культуры подобен в некотором смысле их уничтожению – это культурно обеднит городскую среду, подорвет ее привлекательность в глазах горожан. Вот попробуйте спросить у прохожих: почему центр города считается центром (от пл. Революции до пл. Куйбышева)? Вам любой ответит, что только благодаря старой застройке - деревянным домам с изразцовыми узорами и множеством декоративных украшений - по нему интересно и приятно гулять. Эти дома соразмерны пешеходу, психологически «настроены» на него, и поэтому среди них комфортно находиться. Уберите их – и от центра города, а чего доброго и от всей Самары – ничего не останется! В старой застройке ее оригинальность, в старой исторической застройке ее привлекательность.

Логика организации пространства города
Особого разговора требует специфическая организация городского пространства. Всем специалистам известна книга К. Линча «Образ города» и труды его последователей. Однако учитывать его открытия в практической деятельности пока не торопятся.
По данным последних исследований, которые проводились сотрудниками факультета психологии Самарского Государственного Педагогического Университета, Среда г. Самары, по своим характеристикам далека от идеала.
Самара – довольно-таки компактный город, его образ отличается целостностью и не разваливается по кусочкам-районам, как это часто бывает у жителей мегаполисов. Однако специфическая хаотичная организация улиц играет патологическую роль, путая «навигатора» и затрудняя его ориентацию. Горожане знают основные улицы (Ново-Садовая, Московское Шоссе) и могут по ним перемещаться в разные точки города, но выбор кратчайшего пути доступен только опытным автомобилистам.
Горожане хорошо ориентируются, до мельчайших подробностей знают центр города, но некоторые зоны прямо таки «белеют» огромными черными дырами на когнитивных картах. Например – зона вокруг ст. Речная, зона за Загородным Парком и ул. Ново-Садовой, район поселка «Зубчаниновка».
Практика показывает, что люди хорошо ориентируются там, где есть ориентиры – примечательные своей формой, масштабом или качеством объекты, ярко выделяющиеся из общей серости окружающей среды. Таких в Самаре оказывается немного, да и те – скучены вокруг городского ядра - пл. Революции, пл. Куйбышева, Осипенко. Еще – несколько транспортных развязок, привлекающих внимание своей масштабностью (Ипподром, Аврора), но этого не хватает.
Как правило, «выпавшие» зоны таят в себе неизвестность, и значит, вызывают чувство страха и опасности. Жители города избегают попадать в такие зоны и пытаются по возможности покинуть их.
Ребром стоит проблема острой недостаточности природно-рекреационных зон. Исследования показывают, что эти зоны пользуются массовой популярностью и повальным обожанием жителей города (Парк им. Ю.Гагарина, Загородный парк, Ботанический Сад). Дело в том, что современный горожанин – это не совсем еще коренной горожанин, ему еще не природнились окончательно асфальтовые проспекты, массовые уличные движения и высотные многоэтажные нагромождения. Убегая от городского стресса и суеты, постоянного шума, суматохи и хаоса, человек стремиться в естественную для него природную среду, и этих маленьких лесных оазисов в городской круговерти катастрофически не хватает. Наверное, замечали, что даже парки в выходные наводняются городским потоком и перестают удовлетворять желаниям жителей города уединиться в тишине – их ведь по пальцам пересчитать. А природные зоны выполняют важную функцию психологической разгрузки от накопившегося за рабочую неделю психологического напряжения. И проблема-то даже не в том, что парков нет, а проблема в том, что приспособлены для посещения и посещаемы из них – единицы. Например, в городе за Колизеем есть прекрасная лесная зона – Лесопарк им. 60-летия советской власти. Но о ней мало кто знает.

Архитектура и эргономика
Наука эргономика начинается середины XX века как наука о взаимодействии человека-машины. Однако некоторые ее вопросы, особенно проблема соответствия городской среды требованиям человеческого тела и психики, разрабатывались и сегодня продолжают разрабатываться в рамках экологической психологии. К сожаленью, в России этот вопрос – вопрос пригодности зданий под ту деятельность, для которой они предназначены – до сих пор звучит мягко говоря странно.
За рубежом психология архитектуры (Architectural Psychology) – достаточно разработанная область. У зарубежных архитекторов сложилась хорошая традиция обращаться за помощью к психологам в процессе проектирования зданий общественного обслуживания различной спецификации: зданий судов, больниц, тюрем, столовых, университетов и т.д., не говоря уже о парках, площадях и других «общественных территориях» городской инфраструктуры. Это помогает им избежать проектировочных ошибок и осуществить более тонкую «настройку» здания в соответствии с его функциональностью и потребностями конечных пользователей.
К сожаленью, современная застройка, перевод организаций и социальных институтов в неприспособленные под них помещения (например, больницы в жилой дом) сильно затрудняют и даже делают невозможной качественную работу людей в таких условиях. Кроме того, часто в проект нового, строящегося специально для определенных (например, торговых) целей здания, проектировщиком не закладываются все необходимые требования – организация доступности общественных туалетов, возможность быстро и правильно сориентироваться, доступность для людей с ограниченными возможностями и т.д. Порой предпринимателю довольно дорого обходится экономия средств на обращении к специалистам.
То же актуально в организации парков, скверов, спортивных площадок и других общественных зон и жилых территорий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий