среда, 22 января 2014 г.

Социально-психологическое исследование поведения в городской среде

В 60х годах прошлого века известный социальный психолог С. Милграм (1933- 1984), призванный стать одним из первооткрывателей вышеназванного направления в Гарвардском Университете, впервые высказал смешную на тот момент идею исследовать динамику города посредством измерения скорости пешеходов. Как он впоследствии утверждал в своих немногочисленных по данной теме работах, «…существует совершенно четкая линейная зависимость между скоростью пешехода и размерами города…» [9].
Серьезно к подобного рода экспериментам относиться сложно даже теперь, когда утверждения С. Милграма были неоднократно подтверждены немногочисленными исследованиями как за рубежом (У. Берковиц из колледжа Лафайета), так и в России (Самара, 2004г). Пугает странное затишье вокруг этой темы – ее как-то замалчивают и обходят стороной не только психологи, но и те, чья компетенция напрямую связана с проблемой города - социологи, градостроители, архитекторы.

 
Факт, обнаруженный С. Милграмом и подтвержденный нами, действительно странный, поскольку пока не может быть достоверно объяснен ни одной из существующих концепций, однако нам кажется, что это не повод для его игнорации. Понятно, человек – существо тщеславное, и ему, царю вселенной, неприятен даже намек на то, что над ним могут властвовать какие-то биосоциопсихологические законы. Так на первых порах перебивался психоанализ, родоначальник всей современной психотерапии. А этология до сих пор не нашла своего достойного места в классической психологии и вынуждена довольствоваться полуподпольными кулуарами. Однако хочется надеяться, что научный интерес все-таки сделает свое дело и толкнет любознательных в загадочный и странный мир законов социальной этологии.
«Процедура этого эксперимента предельно проста и сводится к измерению скорости пешеходов, перемещающихся по улице. Согласно данным Уильяма Берковеца, полученным в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне, а также в нескольких небольших городках существует линейная зависимость между скоростью пешехода и размерами города. Переложив предполагаемую зависимость на Самару и ее окрестности, мы предположили, что средняя скорость пешеходов должна снижаться по мере удаленности от центра города, а также варьироваться между населенными пунктами разной величины (большим, средним и малым городом, селом и деревней). При этом мы также предположили и то, что если такая зависимость действительно имеет место, то фактор плотности или величины потока должен быть причиной увеличения скорости пешеходов в центральных районах города, а, следовательно, должен быть тесно связан с последним.
Экспериментальная процедура состояла из двух частей. Первая часть проводилась на улицах разных районов г. Самары, вторая часть – на одной из центральных улиц разных населенных пунктов (г. Новокуйбышевск, г. Жигулевск и с. Обшаровка).
Мы измеряли скорость пешеходов и величину потока на улицах города (в каждом районе города нами было выбрано от 6 до 14 улиц в зависимости от величины района; разной ширины, протяженности, транспортной насыщенности и значения улицы).
В первой части исследования было задействовано 982 прохожих разных районов города. Во второй – 90 человек, по 30 из каждого населенного пункта.
К задействованному в эксперименте (контрольному) отрезку тротуара предъявлялись такие требования, как наличие относительно ровной поверхности (без впадин и бугров), отсутствие наклона и других факторов, препятствующих или наоборот, помогающих движению пешехода. Были учтены температурные и временные факторы: колебания температуры варьировались в пределах от 15 до 25°С, исследование проводилось с 9 до 20 часов в будние дни. 

Фиксировались: время, за которое пешеход преодолевает размеченное расстояние, время суток, температура, величина потока в рассчете количества человек в минуту, затененность тротуара, особенности места проведения эксперимента (наличие остановок, рынков, частного сектора и т.д.). Отбор испытуемых направленно не производился: в поле зрения экспериментаторов попадал каждый прохожий, перемещавшийся по контрольному участку за время проведения эксперимента.
Прежде чем приступить к описанию результатов исследования, необходимо прояснить еще один момент. Уровень центральности района города определялся согласно классификации Л.Б. Когана, предложенной им в монографии «Быть горожанами», согласно которой выделяется 5 секторов городского пространства, каждый из которых обладает своими особыми характеристиками: центральный район, он же – исторический центр города, сюда вошли Самарский и Ленинский районы; срединные – Октябрьский и Железнодорожный; периферийные (чаще всего спальные) – Советский, Промышленный и Кировский; и пригородные районы – Куйбышевский, Красноглинский и Волжский.
Нам удалось выяснить, что средняя скорость пешеходов по Самаре составляет 4,59 км/ч, что, в целом, несколько ниже среднестатистической. Эта величина широко варьируется в зависимости от различных окружающих факторов (затененность, значение улицы). Тем не менее, оказалось, что скорость пешеходов можно считать достаточно достоверным показателем центральности, проявляющим себя не только за пределами, но и в черте города, так как была выявлена прямая зависимость скорости пешеходов от величины населенного пункта.

Населенный пунктСредняя скорость пешеходов
(км/ч)
Самара4,8
Новокуйбышевск4,92
Жигулевск4,25
Обшаровка3,6

Результаты кажутся поразительными, но даже в черте города фактор центральности значительно влияет на динамичность передвижения пешеходов по улице: была выявлена прямая корреляционная зависимость между центральностью района и скоростью пешеходов, которая составляет 0,8.

РайонЦентральность
Средняя скорость пешеходов (км/ч)
Самарский
центральный
4,97
Ленинский
центральный
4,95
Октябрьский
срединный
4,76
Железнодорожный
срединный
4,68
Советский
периферийный
4,42
Промышленный
периферийный
4,41
Кировский
периферийный
4,92
Куйбышевский
пригородный
4,41
Красноглинский
пригородный
3,82
При этом величина потока варьировалась между районами города без определенной закономерности. Таким образом, гипотеза о том, что скорость пешеходов может зависеть от величины потока, который, в свою очередь, зависит от фактора центральности, не подтвердилась.

РайонЦентральностьСредняя скорость пешеходов (км/ч)Величина потока (человек/мин)
Самарскийцентральный4,973,76
Ленинскийцентральный4,952,46
Октябрьскийсрединный4,762,94
Железнодорожный
срединный
4,682,77
Советскийпериферийный4,422,76
Промышленныйпериферийный4,413,54
Кировскийпериферийный4,923,45

В то же время на улицах магистрального значения отмечалось небольшое увеличение скорости пешеходов и существенное увеличение величины потока, однако, зависимость скорости пешеходов от значения улицы оказалась незначительной – 0,09.

Значение улицыСредняя скорость
пешеходов (км/ч)
Величина потока
(человек/мин)
Обычные4,541,83
Магистральные4,844,25

Таким образом, две переменные – скорость пешеходов и величина потока – которые, как мы предполагали, должны быть тесно связаны между собой, оказались независимыми. А это значит, что причина увеличения скорости пешеходов в центральных районах города кроется вовсе не в плотности потока на городских улицах.
Существование феномена очевидно, и теперь перед нами возникает проблема его научного объяснения.
На сегодняшний день наиболее адекватным теоретическим обоснованием открытого нами явления мы считаем теорию мест поведения Роджера Баркера (Barker R.G., 1968). Согласно этой теории поведение человека в публичном пространстве задано архетипом этого пространства. В городской культуре веками складывались определенные типы пространства (площади, дворы, улицы, центры, окраины и т.д.), каждое из которых диктует свой тип поведения в нем через особенности архитектурной планировки, символического текста элементов декора и заданный набор социальных стереотипов. В нашем случае имплицитное знание проявляется в том, что в разных точках городского пространства, характеризующихся различной удаленностью от места, определяемого как «центр города», человек проявляет себя по-разному. Эта разница может проявляться не только в скорости передвижения по тротуару, как в данном случае, но также и в других формах социального поведения: например, в трансформации социальных норм и ценностных предпочтений.
Другая теоретическая концепция, которая может также хоть как-то приоткрыть суть данного явления, была создана Н. Миллером на материале исследований особенностей восприятия (Н. Миллер, 1967). Согласно его концепции, для каждого организма существует оптимальная для него информационная сложность среды обитания. Возможно, возрастание информационной сложности среды при приближении к историческому центру города (из-за большого разнообразия форм строений, внешнего декора, рекламы и витрин) ведет, в свою очередь, к возрастанию скорости преодоления информационно насыщенного пространства, для того, чтобы таким образом снизить количество воспринимаемых стимулов среды.
Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с особенностями средового воздействия, обнаруживающими себя исключительно в городской среде и мало уловимыми в среде сельской. Однако остается до сих пор неясным, какие именно факторы городской среды являются определяющими в формировании данного явления. Возможно, мы имеем дело с воздействием на горожан мало изученного явления пси-поля или информационного поля, регулирующего существование всего макросоциального организма города и его окрестностей. Возможно, какие-либо характерные для городской местности физические условия действуют на человеческое существо подобным образом (например, определенные виды излучения и т.д.) На сегодняшний день довольно сложно подобрать хоть сколько-нибудь адекватную теорию, позволяющую исчерпывающе объяснить суть открывшегося явления».

Комментариев нет:

Отправить комментарий