понедельник, 14 апреля 2014 г.

Итоги конференции "Самара для людей. Хлебная площадь: быстрая коммерциализация или устойчивое развитие исторической территории?»

Прошла конференция "Самара для людей. Хлебная площадь: быстрая коммерциализация или устойчивое развитие исторической территории?"

Хотелось бы подвести некоторые итоги мероприятия, как я их вижу.


1. В отношении ситуации с утвержденными правилами землепользования я увидела 4 основные проблемы:

а) Полностью закрытый институт власти, совершенно не предполагающий какого-либо участия сообщества. Ну как, например, объяснить вот это поспешное утверждение новых правил застройки без общественного обсуждения?

Закрытость власти, ее бесконтрольность и безотчетность – вот главная причина отсутствия инвестиций  и неконструктивных взаимоотношений власти и городских сообществ.

Инвесторы хотят влиять на ситуацию, хотят определенности в результате своих инвестиций.
Горожане могут и хотят вкладывать силы и средства в благоустройство города, но для этого они должны чувствовать ответственность за территорию города, понимать что они могут влиять на ее развитие. И власти должны дать им эту возможность путем организации грамотной постоянной системной работы с населением. Необходимо активнее привлекать население к обсуждению и решению городских проблем, изучать и принимать во внимание мнение людей (проводить психологические и социологические исследования), публиковать и обосновывать свои решения.

б) Укрепившееся в сознании жителей Самарского района представление о том, что их дома будут скоро сносить. Как выяснилось, именно оно является основным препятствием в частное инвестирование в территорию центра города.

Необходимо, чтобы власти открыто объявили планы на реконструкцию центра с последующим закреплением прав собственности на землю за инвесторами (под инвесторами я имею в виду частных собственников). При этом важно процесс реконструкции жестко контролировать, то есть заранее продумать план реконструкции всего района с учетом характеристик каждого здания. И инвесторов необходимо привлекать уже на этапе разработки плана, так как некоторые аспекты могут иметь для них важное значение.

Одним из первых шагов на пути модернизации Самарского района должно быть проведение социологического опроса населения района с выявлением возможных инвесторов.

в) По всей видимости, власти, отдавая ТЗ Ленгипрогору, не включило туда большую часть необходимой информации. Не говорю о подземных бункерах, технической и исторической составляющей, т.к. об этом говорилось на мероприятии.

Во-первых, не был проведен социологический опрос, что и породило проблему б). Ведь скольких сложностей и расходов можно было избежать, если бы студенты самарских ВУЗов в рамках курсовых работ прошлись по городу и задали жителям района несколько вопросов?

Потом крайне важен психологический подход. У горожан сформировано особое ценностное отношение к исторической части города, что не учти инженеры Ленгипрогора.

Транспортные осложнения, о которых говорили компетентные люди, тоже комментировать не буду, все уже сказано.

Возвращаясь к Ленгипрогору, хочется немного сгладить впечатление от их работы тем, что, не имея полной картины, удовлетворительный проект сделать нельзя. Поэтому в данном случае мы столкнулись не с халтурой, а с непрофессионализмом наших властей.

г) И хотелось бы коснуться проблемы торговых центров.
Со стороны власти было объявлено, что строительство торговых центров  - это единственная возможность привлечь инвесторов. И чем больше будет торговых центров, тем больше будет инвесторов и, соответственно, денег.

Однако здесь есть по крайней мере две логические ошибки.

По поводу того, что инвесторы оказались прямо в зале, я повторяться не буду.
Однако потребность города в торговых площадях (особенно большого формата) ограничена. И здесь экономисты должны подключиться и посчитать, какова эта потребность.
Судя по тому, что можно видеть сейчас, ее резерв не слишком высок. Многие вновь построенные торговые центры сейчас с трудом находят арендаторов и годами стоят пустые (например, ТЦ «Междуречье»), что ставит большой вопрос в отношении окупаемости вложенных инвестиций.

Кроме того, поток туристов в старом городе обеспечивает архитектурная среда. Если мы убираем часть архитектуры и ставим на ее месте ТЦ, то мы теряем туристический поток, так как туристы не поедут в Самару ради того, чтобы посмотреть на новый торговый центр.

Про психологические последствия застройки города торговыми центрами я напишу в отдельной статье.

2. По организации мероприятия хотелось бы добавить следующее.

Во-первых, конечно, большое спасибо организаторам мероприятия за то, что оно вообще состоялось. Это обсуждение должны были организовать власти, но почему-то не организовали.

Однако при всей благодарности к организаторам из группы «Самара для людей» они опустили из виду главное: Самара – это люди! И мнение людей, как всегда, спросить забыли.

Не подключили к обсуждению данные диссертационного исследования, которые я передавала в конце прошлого года Виталию Стадникову, где по опросам нескольких сот студентов было выявлено отношение людей к различным территориям города. В частности, результаты показывают, что территория исторического центра – самая ценная и любимая именно благодаря наличию старой архитектуры. 

Необходимо расширить круг экспертов. Один человек не может, да и не должен быть экспертом во всех областях, даже если это архитектор или мэр. И брать на себя такую ответственность, по меньшей мере, не профессионально, по большей – преступно. Поэтому важно при принятии решений о развитии города (от генплана до проекта здания или парка) подключать группу экспертов из разных областей.

Почему необходимо подключать психологов?

Ни социологи, ни экономисты не поднимут вопросов организации среды с точки зрения воспитания молодого поколения, а ведь среда почти полностью определяет содержание сознания человека! Есть важные вопросы, касающиеся восприятия среды (видеоэкология), ориентации в городе (когнитивные карты), влияния среды на мышление, поведение и  эмоции, наконец, эргономики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий