В последние несколько дней идет ожесточенная дискуссия относительно различий методологий социального и соучаствующего проектирования. Сразу скажу, что основное различие заключается в целях проектирования, из которых вытекает методология. Но обо всем по порядку.
Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0)
Это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.). Целью социальной работы является ... поддержание стабильности в обществе. (http://www.studfiles.ru/preview/1764950/)
Это официальное определение. Я рассматриваю социальную работу несколько шире, как работу с людьми и сообществами, направленную на снижение социальной напряженности, разрешение социальных конфликтов, помощи людям в решении сложных жизненных ситуаций и, через изменение социальной ситуации или с целью ее изменения, даже решение их личных (психологических) проблем и межличностных конфликтов. Таким образом, в моем понимании, социальное проектирование - это вид социальной работы (т.е. работы с людьми), характеризующийся целенаправленным преобразованием социального объекта (социальных сообществ, социальных связей, социально-психологических качеств и сознания людей).
Соучаствующее (партисипаторное проектирование) - методология создания архитектурного проекта с участием основных пользователей проектируемого архитектурного объекта. Само собой, реализация данной методологии невозможна без вовлечения - активного участия пользователей на всех этапах создания проекта. Таким образом, соучаствующее проектирование - это архитектурное проектирование с элементами социальной работы.
Для соучаствующего проектирования целью является создание комфортной среды, максимально удовлетворяющей потребности ее пользователей, основная форма работы - работа со средой, при этом в качестве средства создания архитектурного проекта используются знания пользователей о среде, ее проблемах, особенностях их личной жизни, потребности и планы на будущее.
1) Люди считают, что власти должны сделать им хорошо без их участия (это психологическая установка).
2) Нет времени на обсуждения, приходится много работать, чтобы прокормить семью (социальная проблема);
3) Низкий уровень коммуникативных компетенций, элементарное неумение общаться и несоблюдение деловой и профессиональной этики по отношению к коллегам (психологическая проблема);
4) Недоверие к власти как результат коррупции, предвыборных манипуляций и проч.(тоже психологическая установка).
(*"в принципе" я имею в виду "в сложившейся социальной ситуации", которая, конечно, может быть изменена путем профессионального целенаправленного воздействия.)
Поэтому архитектор, который приходит на территорию с самыми благими намерениями (сделать среду комфортнее с участием жителей), сталкивается с внутренним противодействием, агрессией, множеством проблем территории, большая часть которых является результатом социального конфликта стейкхолдеров.
Да, есть успешная практика благоустрорйства с использованием технологии соучаствующего проектирования, но большинство созданных объектов не находятся на пересечении социальных интересов. Это объекты вроде остановки общественного транспорта, скульптуры и проч.
Что касается дворовых территорий, особенно советской и постсоветской застройки, с высокой степенью запущенности и запроблематизированности, со спецификой социального состава (пенсионеры, наркоманы, малообеспеченные и проч.), то часто для решения первоочередных проблем там нужен не столько архитектор, сколько целая команда, состоящая из юриста, социального работника (психолога), конфликтолога-медиатора и проч. Применение только техники соучаствующего проектирования, без социального проектирования, на территориях с высокой степенью запущенности обречено на провал, потому что главные проблемы локального сообщества (имеющие социальный, социально-психологический и юридический характер) останутся нерешенными (как показывает пример с горкинским лесом в Казани). А значит, и цель соучаствующего проектирования останется не достигнутой, т.к. среда по факту не станет комфортнее.
В результате архитектор сталкивается с ситуацией, когда он фактически не может выполнить взятые на себя обязательства (сделать среду комфортнее), проект получается плохого качества (т.к. не устраивает всех стейкхолдеров), вовлеченные участники чувствуют себя обманутыми, использованными, социальная напряженность и недоверие нарастают.
Мое первое глубокое убеждение состоит в том, что прежде чем начинать вовлекать, нужно разобраться с объектом проектирования. Как минимум, нужно хорошо себе представлять сложность объекта проектирования, измеряемую количеством связанных с ним социальных конфликтов. Работа со сложными объектами на пересечении множества интересов (вроде дворовых пространств) требует качественного междисциплинарного подхода и активного вовлечения всех уровней власти.
Второе мое глубокое убеждение состоит в том, что социальное проектирование должно предшествовать соучаствующему проектированию. Последнее возможно и эффективно только при максимальном вовлечении ВСЕХ стейкхолдеров (включая жителей, органы администрации и бизнес, т.к. они имеют максимальные ресурсы влияния на территорию), после снятия социальной напряженности и решения социальных конфликтов (в том числе и скрытых), определения проблем и ресурсов реализации проекта.
Начнем, как всегда, с определений
Социальное проектирование - деятельность, связанная с проектированием (созданием, формированием) социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. (http://www.studfiles.ru/preview/2034152/).Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0)
Это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.). Целью социальной работы является ... поддержание стабильности в обществе. (http://www.studfiles.ru/preview/1764950/)
Это официальное определение. Я рассматриваю социальную работу несколько шире, как работу с людьми и сообществами, направленную на снижение социальной напряженности, разрешение социальных конфликтов, помощи людям в решении сложных жизненных ситуаций и, через изменение социальной ситуации или с целью ее изменения, даже решение их личных (психологических) проблем и межличностных конфликтов. Таким образом, в моем понимании, социальное проектирование - это вид социальной работы (т.е. работы с людьми), характеризующийся целенаправленным преобразованием социального объекта (социальных сообществ, социальных связей, социально-психологических качеств и сознания людей).
Соучаствующее (партисипаторное проектирование) - методология создания архитектурного проекта с участием основных пользователей проектируемого архитектурного объекта. Само собой, реализация данной методологии невозможна без вовлечения - активного участия пользователей на всех этапах создания проекта. Таким образом, соучаствующее проектирование - это архитектурное проектирование с элементами социальной работы.
Различие - в целях
Для социального проектирования целью является преобразование социального объекта. Основная форма работы - работа с людьми, при этом среда (формирующая, педагогическая) рассматривается как средство социальных изменений.Для соучаствующего проектирования целью является создание комфортной среды, максимально удовлетворяющей потребности ее пользователей, основная форма работы - работа со средой, при этом в качестве средства создания архитектурного проекта используются знания пользователей о среде, ее проблемах, особенностях их личной жизни, потребности и планы на будущее.
Место социального и соучаствующего проектирования в реалиях российской действительности
Как показывает практика применения соучаствующего проектирования в России (в том числе и многих уважаемых коллег), проекты важные, особенно связанные с изменением жилой среды, часто не могут быть реализованы в принципе*, даже если их удается создать. И причины этому в основном социальные и психологические:1) Люди считают, что власти должны сделать им хорошо без их участия (это психологическая установка).
2) Нет времени на обсуждения, приходится много работать, чтобы прокормить семью (социальная проблема);
3) Низкий уровень коммуникативных компетенций, элементарное неумение общаться и несоблюдение деловой и профессиональной этики по отношению к коллегам (психологическая проблема);
4) Недоверие к власти как результат коррупции, предвыборных манипуляций и проч.(тоже психологическая установка).
(*"в принципе" я имею в виду "в сложившейся социальной ситуации", которая, конечно, может быть изменена путем профессионального целенаправленного воздействия.)
Поэтому архитектор, который приходит на территорию с самыми благими намерениями (сделать среду комфортнее с участием жителей), сталкивается с внутренним противодействием, агрессией, множеством проблем территории, большая часть которых является результатом социального конфликта стейкхолдеров.
Да, есть успешная практика благоустрорйства с использованием технологии соучаствующего проектирования, но большинство созданных объектов не находятся на пересечении социальных интересов. Это объекты вроде остановки общественного транспорта, скульптуры и проч.
Что касается дворовых территорий, особенно советской и постсоветской застройки, с высокой степенью запущенности и запроблематизированности, со спецификой социального состава (пенсионеры, наркоманы, малообеспеченные и проч.), то часто для решения первоочередных проблем там нужен не столько архитектор, сколько целая команда, состоящая из юриста, социального работника (психолога), конфликтолога-медиатора и проч. Применение только техники соучаствующего проектирования, без социального проектирования, на территориях с высокой степенью запущенности обречено на провал, потому что главные проблемы локального сообщества (имеющие социальный, социально-психологический и юридический характер) останутся нерешенными (как показывает пример с горкинским лесом в Казани). А значит, и цель соучаствующего проектирования останется не достигнутой, т.к. среда по факту не станет комфортнее.
В результате архитектор сталкивается с ситуацией, когда он фактически не может выполнить взятые на себя обязательства (сделать среду комфортнее), проект получается плохого качества (т.к. не устраивает всех стейкхолдеров), вовлеченные участники чувствуют себя обманутыми, использованными, социальная напряженность и недоверие нарастают.
Мое первое глубокое убеждение состоит в том, что прежде чем начинать вовлекать, нужно разобраться с объектом проектирования. Как минимум, нужно хорошо себе представлять сложность объекта проектирования, измеряемую количеством связанных с ним социальных конфликтов. Работа со сложными объектами на пересечении множества интересов (вроде дворовых пространств) требует качественного междисциплинарного подхода и активного вовлечения всех уровней власти.
Второе мое глубокое убеждение состоит в том, что социальное проектирование должно предшествовать соучаствующему проектированию. Последнее возможно и эффективно только при максимальном вовлечении ВСЕХ стейкхолдеров (включая жителей, органы администрации и бизнес, т.к. они имеют максимальные ресурсы влияния на территорию), после снятия социальной напряженности и решения социальных конфликтов (в том числе и скрытых), определения проблем и ресурсов реализации проекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий